Главная » 2023 » Июль » 5 » Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете
18:11
Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете

Как защитить ребенка от негативного контента в СМИ и Интернете

1. Актуальность проблемы.

Контент происходит от английского слова «content» - содержание. Контент – любой вид информации (текст, аудио, видео, изображение), составляющий содержание информационного продукта. Например 'контент сайта' (site content) - это материалы, размещенные на нем: в основном тексты, а также картинки и музыка.

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие».

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их. В современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока и определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений.

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека. Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни.

Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», усугубили проблемы, связанные с торговлей детьми, детской порнографией и проституцией. По сведениям МВД России, число сайтов, содержащих материалы с детской порнографией, увеличилось почти на треть, а количество самих интернет-материалов - в 25 раз. Значительное число сайтов, посвященных суицидам, доступно подросткам в любое время. По информации Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2012 году более 93 тыс. детей стали жертвами преступлений. Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности несовершеннолетних пользователей.

В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом», и «помощником», и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование.

2. Классификация интернет-угроз.

Во Всемирной паутине существует такие вида опасности подстерегающих юных пользователей: нежелательное содержимое сайтов, пропагандирующих экстремизм, насилие и девиантные формы поведения, прямые угрозы жизни и здоровью детей от незнакомцев, предлагающих личные встречи, а также различные виды мошенничества. На сегодняшний день детей в школе, детском саду и дома учат не открывать дверь незнакомцам, не садиться в машину к чужим людям, проверяют знание правил дорожного движения, но никто не рассказывает им о том, как надо вести себя в Интернете, какие правила безопасности нужно соблюдать и как не стать жертвой разнообразных преступлений.

Сегодня дети с малых лет тянутся к компьютеру, а между тем, работа с ним малышам до 5 лет строго запрещена! Для того чтобы вернуть ребёнка из виртуального мира в реальный, требуется долгий срок и максимум усилий со стороны родителей и психологов. При этом самим родителям помощь нужна не в меньшей степени – они даже не знают, куда обратиться за советом!

3. Влияние негативной информации в СМИ на психическое здоровье детей.

За последнее десятилетие накапливаются данные, свидетельствующие о деструктивном влиянии многих СМК на психическое здоровье детей.

Поэтому, изучение проблем влияния телевидения на психическую сферу ребенка имеет чрезвычайно важное значение. Педагоги, психологи, учителя, родители и сами дети должны знать об особых психологические «отношения», которые устанавливаются между ними и СМИ, которые в наше время стали не просто источником разнообразной информации, а является суррогатом живого общения, техническими средствами, которые претендуют на роль главного воспитателя человека. Проблема касается не только воспитания детей, но и их обучения. Память, внимание, мышление, фантазия детей тоже находятся под воздействием этого СМК.

В чем причины того, что телевидение и Интернет настолько быстро завоевали рынок массовой коммуникации, а подавляющее большинство населения ставит их на первое место в структуре свободного времени и отдыха. Ответ на этот вопрос кроется в нескольких аспектах, раскрывающих природу и механизм действия телевидения на зрителя.

Телевидение является самым легким в восприятии человеком информации средством массовой коммуникации

Телевидение наиболее быстро оперативное информирует о событиях в мире, легко и комфортно может перенести человека в любую точку мира.

Вместе с тем телевидение не только имеет положительные для человека стороны, облегчает жизнь, но и может усложнять, негативно влиять на психику и поведение человека, особенно ребенка, а именно:

Психомоторика. После длительного сидения у телевизора в относительно неподвижном состоянии у ребенка может развиться состояние неестественного возбуждения как компенсация предыдущего состояния гиподинамии. Дети некоторое время не могут сосредоточить свое внимание, не знают «куда себя деть».

Представления. В дошкольном возрасте активно формируются внутренние образы и внутренний план действий. Во многом этому способствует прослушивания сказок и рассказов, которые читает взрослый или же сам ребенок. Это является естественным процессом в попытках маленького человека представить события, запомнить и пережить их. Свежесть восприятия мира, отсутствие шаблонов переработки информации создают яркие образы. Но если ребенок воспринимает уже сконструированную на экране реальность, потребляет уже готовые образы, то его внутренние представления пассивные и лишены индивидуальности.

Память. Если исходить из того, что зрительная память является ведущей среди других видов человеческой памяти, то восприятие нового посредством телевидения является более легким и привлекательным для ребенка, а значит, менее развивающим.

Внимание. После просмотра телевизора, игры на компьютере в течение определенного времени дети плохо концентрируют внимание и могут чувствовать себя не совсем хорошо. Особенно сильно влияет на детское внимание реклама. Во время ее показа усиливается звук, динамика его подачи другая, она может вызвать у человека тревогу, актуализировать потребность быть в безопасности, вызвать эмоциональное напряжение и чувство собственного одиночества и необходимости снять это ощущение. Реклама навязывает определенные стереотипы. Ребенок, который имеет низкий уровень произвольности поведения, то есть плохо управляет собственными психическими процессами и состояниями, чрезвычайно живо отзывается на такой сгусток направленного воздействия. Экспериментальными исследованиями доказано, что даже очень маленькие дети реагируют на рекламу. Рекламная обработка неокрепших детских душ сулит немалые выгоды не только в дальней, но и в ближайшей перспективе. Недаром говорят, что детские впечатления — самые сильные. Сегодня этим спешат воспользоваться транснациональные корпорации. Под влияние «вы этого достойны» попадают самые юные девчонки и мальчишки в силу своей неокрепшей еще самостоятельности мышления.

Мышления. Больше всего нареканий у психологов современное телевидение вызывает тем, что оно унифицирует взгляды людей, часто апеллирует к стереотипам обыденного мышления, поверхностно освещает события. Доказано, что телевидение культивирует усредненную точку зрения, сглаживает стадии развития человека. «Дети становятся похожими на взрослых, а взрослые на детей». А показанная по телевизору реклама подталкивает человека делать поспешные выводы и необдуманные поступки.

Язык и речь. Регулярный просмотр телевизора учит детей особому стилю разговора.

Эмоции. Просмотр телевизора, игры на компьютере могут вызвать у детей и расстройства эмоциональной сферы. После просмотра жестоких фильмов у большинства людей со здоровой психикой наступает так называемой «сенсибилизации», то есть повышенной чувствительности в восприятии мира. Однако, если насилие видеть на экране каждый день, если наблюдать его в расслабленном состоянии, при этом есть, пить, то у них за этапом сенсибилизации развивается состояние десенсибилизации - снижение чувствительности. Итогом регулярного просмотра детьми сцен насилия на телеэкране является не только копирование ими жестокого стиля поведения, но и потеря эмоциональной восприимчивости к чужой боли, изменение представлений о мире.

Волевая сфера и регуляция поведения. Если ребенок любит подолгу смотреть телевизор, сидеть у компьютера, то он приучается получать удовольствие, приятные впечатления, ничего при этом не делая. Реклама, которая обычно построена на использовании формирования у зрителя условного рефлекса, тоже весомо влияет на сознательную регуляцию поведения: решения принимаются поспешно, без должного анализа собственных действий.

Если традиционно предлагалось рассматривать коммуникацию как передачу информации, то сегодня передача информации расценивается как информационное насилие. Информационное насилие - это, прежде всего, избыточность информации. Избыток информации препятствует критическому суждению, сбивает человека с толку и не даёт возможности самоопределиться - ни в интеллектуальном, ни в познавательном, ни в нравственном отношении.

4. Рекомендации родителям.

Как защитить детей от негативного влияния СМИ, Интернета, телевидения? Каким образом родители могут научить детей адекватно воспринимать информационные сообщения?

Все идет из семьи, как бы банально не звучало... Детям дешевле сидеть у себя дома возле компьютера, телевизора, чем идти в кинотеатры, кафешки, кружки.

Одним из основных направлений в борьбе за информационную безопасность детей является просвещение родителей. По данным статистики, половина российских подростков знает о Всемирной паутине и умеет работать в ней гораздо больше и лучше своих мам и пап. Уровень знаний родителей о программах и модулях по защите детей от негативной информации также очень и очень низкий. Сегодня многие из них встают перед проблемой - как же ограничить доступ ребенка к компьютеру, как ограничить время, пребывания в Интернет и защитить от негативной информации. Присмотр за детьми в интернете называется термином «родительский контроль».

1. Ограничьте время пребывания ребенка за компьютером и телевизором. Врачи рекомендуют находиться за компьютером не более 30-35 минут в день, если ребенку 6-7 лет и не более 40-45 минут для детей с 8 лет и подростков.

2. Продолжительность пребывания ребёнка у компьютера и телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости ребенка как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать под разными предлогами.

3. Используйте надежные пароли для всех учетных записей и устройств. Также объясните ребенку, что ни при каких обстоятельствах нельзя сообщать пароли даже близкому другу. Если такое произошло, необходимо сменить пароль.

4. Компьютер с подключением в Интернет должен находиться в общей комнате под присмотром родителей.

5. Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и профилей.

6. Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего согласия. Объясните им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное программное обеспечение.

7. Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни. Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им знакомы.

8. Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах, связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.

9. Расскажите детям о порнографии в Интернете. Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в Интернет своего реального электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.

10. Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.

11. Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.

12. Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.

13. Для защиты детей родителям, педагогам и психологам необходимо самим уметь отражать и противостоять негативной информации в СМК.

14. Основными методами могут быть:

  • личные и общественные примеры;

  • совместная деятельность (совместное выполнение домашних обязанностей, свободное времяпровождение, интересы).

15. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть). Главное, чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука».

16. Глобальная сеть Интернет, как и любое явление, несет в себе как положительное, так и отрицательное. Взять и просто запретить Интернет невозможно, да собственно, в этом нет такой необходимости. Посредством виртуального пространства, наши дети могут пользоваться получением интересной и полезной информации, помогающей в обучении и развитии.

 

Информации, положительной и отрицательной, очень много и главное – умение правильно и безопасно ее использовать. Помните, что задача родителя - научить ребенка думать при восприятии информации, а не принимать ее слепо, как руководство к действию.

Просмотров: 53 | Добавил: mdou34
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]