Главная » 2017 » Январь » 30 » 2 заседание в рамках ресурсного центра "Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"
10:28
2 заседание в рамках ресурсного центра "Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

26 января 2017 года на базе нашего детского сада состоялся интерактивный лекторий в рамках ресурсного центра "Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО"

1. Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Елена Николаевна Бочарова, заведующий 

Зиннура Гайсановна Кудрявцева, заместитель заведующего 

- просмотр музыкально-театрализованной постановки в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Фольклорный праздник «В гостях у Тульского самовара», Любовь Сергеевна Дворядкина, музыкальный руководитель, Виктория Вадимовна Седихина, воспитатель

- просмотр фрагмента непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Физическое развитие» «Весёлая степ-аэробика», Карпова Ольга Вячеславовна, инструктор по физической культуре

- мастер-класс «Использование нетрадиционного подхода к развитию тонкой моторики дошкольников с нарушениями речи в коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда ДОО», Ирина Алексеевна Дубяга, учитель-логопед

- Деловая игра "Быстрый ответ", Кудрявцева З.Г., заместитель заведующего ​        

2. Подведение итогов. Упражнение "Мишень"

«Проектирование образовательной деятельности в современной ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».

Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников, которое осуществляется через реализацию образовательного процесса.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.

Образовательный процесс в ДОО – это системный, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов и призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Планирование образовательной деятельности – функциональная задача педагога ДОО, зафиксированная в Профессиональном стандарте. Она заключается в грамотном распределении образовательной нагрузки в течение дня и недели с учетом различных видов детской деятельности, планировании диагностических мероприятий и индивидуальной работы с дошкольниками, форм взаимодействия с семьями и социальными партнерами детского сада. При этом планирование помогает педагогу проявить личные качества, способность к творчеству, умение видеть и удовлетворять потребности детей.

Ориентация современного образования на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации образовательного процесса. Признание новых целей дошкольного образования должно повлечь за собой трансформацию всех его компонентов. По сути, необходимо заново спроектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям современности. Как было отмечено выше, стратегия педагогического проектирования должна основываться на целях и задачах поддержки личностного становления индивида. Изменению подлежат прежде всего методы воспитания, обучения, развития и формы организации педагогического процесса.

Основная часть

И сейчас мы с вами посмотрим музыкально-театрализованную постановку в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Фольклорный праздник «В гостях у Тульского самовара», который представляет собой результат совместного проекта Седихиной В.В., воспитателя и Дворядкиной Л.С., музыкального руководителя по приобщению к истокам русской народной культуры нашего края.

Далее мы спустимся в физкультурный зал и посмотрим фрагмент образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» «Веселая степ-аэробика», инструктор по физической культуре Карпова О.В. Этот материал является частью ее проекта по степ-аэробике.

Продолжаем нашу работу и выясним, что же такое педагогическое проектирование? (ответы педагогов). Верно, педагогическое проектирование – одна из важных сторон педагогической деятельности и особенностей педагогической профессии. Оно связано с политикой дошкольной образовательной организации и со стремлением педагога создать для детей такие условия, в которых они могли бы полнее реализовать себя, раскрыть свой внутренний мир, достичь успеха, чувствовали бы себя свободно, комфортно. Технологически проектирование нацелено на создание системы действий, позволяющей эффективно решить поставленную задачу.

Использование проектного метода в дошкольных организациях – один из методов интегрированного обучения дошкольников, это один из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста. Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления. Таким образом, педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы.

Педагогическое проектирование в настоящее время осуществляется в различных масштабах: образовательные системы разного уровня (федеральные, региональные, муниципальные), содержание образования, педагогические технологии, управление педагогическим процессом, планирование развития организации и др. В данном контексте проект можно определить, как содержательно обоснованную и документально оформленную инициативу, направленную на достижение образовательных целей в рамках определенного периода времени.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П» - портфолио, в котором собраны наработанные материалы.

Цель педагогического проектирования: создание модели по внедрению в образовательный процесс ДОО новой инновационной технологии – «метод проектов».

Задачи педагогического проектирования:

  • Формирование мотивационной готовности у всех участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания детской деятельности.
  • Совершенствование профессионального уровня педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей педагогической деятельности.
  • Стимулирование и поддержка инновационной педагогической деятельности ДОО.
  • Установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого воспитанника, с окружающим социумом путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления.

В организации проектной деятельности мы определили основные направления:

-построение проектного взаимодействия на основе личностно-ориентированной модели воспитания;

-создание единого образовательного пространства;

-постоянное методическое сопровождение творческих проектов;

-создание банка данных;

-обобщение и распространение опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровне;

-активное многофункциональное взаимодействие с социальными институтами детства, общественными организациями и учреждениями города;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

В содержание методической работы по организации работы по данной теме включили: изучение теоретического материала по определению сущности педагогического проектирования, изучение и анализ опыта работы других дошкольных Организаций по данному вопросу, презентации проектов. Подобрали наиболее эффективные формы работы с педагогами: семинары, тренинги, коллективные просмотры презентаций, творческие отчеты проектов, практикумы, консультации, мастер-классы, деловые игры, методические выставки.

Сам процесс проектной деятельности строится в три этапа.

I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта. На данном этапе происходит осознание собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные стороны, осуществляется проблемно ориентированный анализ образовательной деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий, нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин и пути их решения.

Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется Работа с детьми (у детей происходит формирование знаний, умений, навыков)

Работа с родителями (сотрудничество по созданию развивающей среды группы) и общественными организациями

Систематизация и обработка накопленного материала

Обобщение опыта работы. На этом этапе систематизируется и обрабатывается накопленный материал, проходит осмысление и обобщение опыта работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОО, осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта.

Третий этап – заключительный: подводятся итоги работы над проектами, работы проектного совета за учебный год (участие в конференциях разного уровня, издание педагогического электронного сборника, публикация статей). Творческие отчеты реализации проекта происходят на проблемных семинарах, мастер-классах, практикумах, педагогических советах.

Как вы знаете, каждый ребенок - особенный, это, бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. В настоящее время назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. Семья ребенка с ОВЗ сталкивается с проблемой доступности образовательных услуг, возможности полноправного участия в жизни общества. Создание инклюзивной практики в детских садах гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей, а также их родителей.

Одной из важных проблем образования сегодня является развитие новых подходов к образованию лиц с особыми потребностями. Таким подходом стало развитие инклюзивной модели образования, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разыми возможностями.

Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.

Необходимость разработки и внедрения модели инклюзивного образования обусловлена объективными факторами:

1. Рост инвалидизации населения в целом, и детей в частности. По данным Министерства здравоохранения и социального развития РФ 16% российских детей хронически больны, но интегрированы в образовательную среду по оценкам специалистов менее половины.

2. Обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;

3. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия обеспечивает полное вовлечение ребенка с особенностями развития в жизнь образовательного учреждения. Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычный класс или группу на часть дня или полный день, а таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.

4. Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как:

взаимное уважение;

толерантность;

осознание себя частью общества;

предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека;

взаимопомощь;

возможность учиться друг у друга;

возможность помочь самим себе и людям в своем сообществе.

5. Конституционное право родителей выбора модели образования для своего ребенка.

Как показали исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:

Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания;

Больше возможностей развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;

Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;

Возможность доступа к основной программе обучения;

Доступ к многообразию способов обучения.

Педагоги нашего детского сада работают в сотрудничестве друг с другом. Открыто оказывают друг другу помощь и получают ее, предоставляют обратную связь, дают советы, делают замечания и прислушиваются к ним. Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад, вносимый ими в общее дело. Эффективно работают как единая профессиональная команда. И вот одним из направлений по работе детей с ОВЗ стал проект учителя-логопеда Дубяга И.А. по нетрадиционному подходу к развитию тонкой моторики в коррекционно-развивающей образовательной деятельности, который она Вам сейчас продемонстрирует.

Заключительная часть.

Работая по методу проектов, можно сделать следующие выводы: Метод проектов успешно реализуется в сочетании с ООП ДО МКДОУ «Детский сад № 34 «Радуга». Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Сблизились позиции ДОО и семьи к совместной творческой деятельности. Большинство проектов, представлены на конкурсы, фестивали различных уровней, занимают призовые места, опубликованы в печатных и электронных сборниках. Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями (законными представителями).

Советы педагогу по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Развивать творческое воображение и фантазию детей.

Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети, в соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

 

Просмотров: 174 | Добавил: mdou34 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]