11:26 2 заседание в рамках ресурсного центра "Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО" | |
13 декабря 2018 года в нашем детском саду состоялось 2 заседание ресурсного центра по теме "Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО". 1. Музыкальное приветствие "Тула новогодняя". Поставнина Е.Н., музыкальный руководитель 2. Использование нетрадиционного оборудования в процессе реализации современных оздоровительных технологий. Карпова О.В., инструктор по физической культуре 3. Современные образовательные технологии в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда. Морозова Т.И., Кузьмина Л.И., учителя-логопеды 4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Кудрявцева З.Г., заместитель заведующего 5. Подведение итогов мероприятия. Елена Николаевна поздравила участников заседания с наступающими праздниками и вручила памятные подарки ручной работы с пожеланиями. Организационный этап Педагоги занимают места за столами в соответствии с выбранной при входе фишкой (фишки трех цветов) – таким образом, формируются три команды. Прежде, чем мы перейдем к работе в рамках семинара-презентации, предлагаю вам синквейн-загадку, отгадав которую вы определите, о чем сегодня пойдет речь. … Насыщенная, безопасная. Развивает, мотивирует, обновляется. Обеспечивает разнообразную деятельность ребенка. «Мир вокруг». Итак, тема нашей встречи «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО». Основной этап Перед вами на экране высказывание, которое принадлежит Елизавете Ивановне Тихеевой, педагогу, ученому, профессору Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена: «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира». Действительно, я думаю, вы согласитесь со мной: всё, что окружает ребёнка - формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому одна из главных задач ОО - создать такие условия, которые позволят каждому ребенку: - найти свое занятие по душе, - поверить в свои силы и способности, - научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки. А для этого необходимо уделять особое внимание развивающей предметно-пространственной среде. Согласно ФГОС ДО (п.3) развивающая предметно-пространственная среда является одним из условий реализации образовательной программы дошкольного образования, к которому предъявляется ряд требований. Итак, обращаясь к тексту ФГОС ДО (п. 3.3.1.), отмечу, что развивающая предметно-пространственная среда не ограничивается лишь пространством группы, а включает в себя и образовательный потенциал пространства всего детского сада, а также прилегающей территории. Сейчас мы покажем вам, как это требование реализуется в нашем детском саду. Так, например, вы знаете, что в фойе детского сада оформляются тематические выставки, где вниманию детей и взрослых представлена разнообразная познавательная информация Как я уже говорила выше, образовательным потенциалом, про который нам нельзя забывать, обладает и территория детского сада. Коллеги, далее предлагаю вместе разобраться, отвечает ли развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду требованиям, изложенным в п.п. 3.3.2., 3.3.3. ФГОС ДО. Итак, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: - Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых. Общение и совместная деятельность взрослых и детей, посещающих одну группу, осуществляется в помещении группой ячейки, а также при проведении занятий в музыкальном и спортивном зале, на прогулочных и спортивных участках. Для обеспечения возможности общения и совместной деятельности детей разного возраста и взрослых в дошкольном учреждении проводятся совместные развлечения, акции, конкурсы, как в помещениях учреждения (музыкальный и спортивный зал, фойе детского сада), так и на его территории (на спортивных участках, центральной площадке перед главным входом в здание, прогулочных площадках). - Возможность для уединения.
В целях обеспечения возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным в группе «Карамельки» создан Центр психологической разгрузки - «Уголок уединения», а также в сенсорной комнате. - Реализацию различных образовательных программ.
По образовательной программе дошкольного образования, разработанной самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО. Т.е. созданная в детском саду развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию, как обязательной части программы, так и части, формируемой участниками образовательных отношений. Кроме того, РППС обеспечивает реализацию Адаптированной образовательной программы, разработанной для детей с нарушениями речи. - Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Для выполнения данного требования в рамках проекта «Тульский край-навек любимый!» в группах оформлен материал «Наши костюмы», отражающие особенности одежды людей, населяющих Тульскую область, в наличии имеются тематические альбомы. Подбор игрового оборудования, его размещение и использование осуществляется с учетом возрастных особенностей детей Предлагаю выполнить задание. Каждая группа получает набор игрушек: - куклы (кукла-младенец, плоскостная бумажная кукла, кукла-школьница, кукла-почтальон) - конструктор (элементы напольного конструктора, кубики деревянные, мягкий строительный материал, мелкий конструктор «Лего», магнитный конструктор) - машины (большой самосвал, спецтранспорт среднего размера, машинки маленького размера модельные) Задание: распределите, пожалуйста, игрушки в соответствии с возрастом детей. Спасибо, коллеги, а мы продолжим работу с нормативным документом. Очень содержательным является п. 3.3.4. ФГОС ДО, согласно которому развивающая предметно-пространственная среда должна быть: - содержательно-насыщенной, - трансформируемой, - полифункциональной, - вариативной, - доступной и - безопасной. Рассмотрим каждый из перечисленных критериев. 1) Насыщенность. РППС должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. О соответствии возрастным особенностям мы говорили ранее, остановимся на вопросе соответствия РППС содержанию образовательной программы.
Образовательные области:
Таким образом, и развивающая предметно-пространственная среда строится по 5 образовательным областям.
Задание: нарисовать Маркер игрового пространства (Центра развития), его эмблемы и название 2) Трансформируемость. РППС должна изменяться в зависимости от: - образовательной ситуации (например, смена содержания центров в зависимости от тематического периода, так материал по ознакомлению детей с Великой Отечественной войной не целесообразно размещать в центре патриотического воспитания в течение всего учебного года), - меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования составляющих предметной среды; - наличие предметов, не обладающих жестко закрепленным способом употребления, пригодных для использования в разных видах детской активности. 4) Вариативность среды предполагает: - наличие различных пространств для организации различных видов детской деятельности (для игры, конструирования, уединения и пр.) – по сути, это - организация разных центров детской активности, а также разнообразных материалов, игр, игрушек, обеспечивающих свободный выбор детей; Обращаю ваше внимание, что при этом необходимо учитывать половые различия детей, т.е. содержание РППС должно отражать в равной степени интересы девочек и мальчиков. - периодическую сменяемость игрового материала. Здесь следует избегать формального подхода к организации пространства и его наполненности: «Куплено – красиво оформлено – расставлено», когда среда выступает «фоном» педагогического процесса. Важно, что РППС имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, т.е. среда не только развивающая, но и развивающаяся. В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) РППС также необходимо менять, обновлять и пополнять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Важным условием является также то, что в РППС должны быть отражены продукты детского творчества как продукт детской активности в преобразовании среды. Недооценивание необходимости использования разных материалов и пособий может привести к обеднению детского опыта. Как это может проявляться: - если педагог использует один вид материалов за всё время работы, например, одна и та же коллекция или наглядность, - при чрезмерном наличии однообразных материалов, обусловленном личными предпочтениями педагога, формированием банка пособий по одному наиболее знакомому или любимому направлению (например, художественной деятельности, экологическому воспитанию). 5) Доступность среды предполагает: - доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; - свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям. Наглядность, картинки, плакаты должны находиться на уровне глаз ребенка, а расположение атрибутов и игрушек должно быть не выше вытянутой руки ребёнка, для того, чтобы он мог самостоятельно взять нужную ему игрушку и самостоятельно положить ее на место. Кроме того, данное требование предполагает самостоятельность в выборе ребёнком темы, сюжета игры, необходимых атрибутов, места и времени для организации различных видов игр. 6) Безопасность
Данное требование соотносится с требованиями СанПиН - материалы и оборудование, которые используются для формирования предметно-пространственной среды, должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение (сертификат), который подтверждает безопасность материалов и оборудования, т.е. ребенок обеспечивается такими материалами и оборудованием, при использовании которых его физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.
1 - какие факторы РППС могут оказать негативное влияние на физическое и психическое здоровье детей Игрушки не должны: - провоцировать детей на агрессивные действия; - вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнёры (сверстники, взрослые). - провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием; - вызывать интерес к вопросам сексуального характера, выходящим за рамки детского возраста. В заключении хочется отметить, что правильно организованная РППС выполняет: - образовательную, - развивающую, - воспитывающую, - стимулирующую, - организованную, - коммуникативную функции. И самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. При этом ведущая роль в организации ПРРС принадлежит педагогу, ведь как писала Элеонора Павловна Костина: «Среда, окружающая ребенка в детском саду, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду» Заключительный этап Упражнение-рефлексия «Чемодан – мусорное ведро» Уважаемые коллеги, мы с вами хорошо поработали. Для меня важно узнать была ли информация, полученная сегодня в ходе семинара-практикума полезной для вас. Если информация была полезной, и вы «возьмете» ее с собой – приклейте стикер на чемодан, если информация была для вас ненужной, то ее можно выбросить в мусорное ведро. | |
Просмотров: 301 | |
Всего комментариев: 0 | |